1.) Макету необходимо иметь компоновку из нескольких уровней;
2.) Схема макета может состоять из нескольких станций, с продолжительными по пробегу перегонами между станциями;
3.) План пути на котором реализовано движение трёх и более поездов в попутном или во встречном направлении с возможностью разъезжаться и обгонять;
4.) Содержать теневой вокзал, с отстойником поездов, и возможностью разворачивать поезда без отцепки локомотива на разворотной петле;
5.) Путевое развитие станций должно соответствовать логике проектирования настоящих железнодорожных станций. Расположение стрелок и путей для удобства движения поездов;
6.) Главная станция макета содержать структуру:
• грузовой парк;
• пассажирские пути;
• маневровую вытяжку;
• тракционные пути депо;
• промышленные пути;
• подъездные пути;
7.) Пути главной станции (полезная длинна) в большей степени должны быть прямыми, для возможности маневровых работ и беспрепятственному сцеплению подвижного состава;
8.) Устройство путей станция имеет "Главный путь" (без отклонений), через всю станцию;
9.) Пути маневровой вытяжки имеют достаточной полезную длину, равную наибольшей полезной длины приёмо-отправочных путей в условиях данной станции;
10.) В устройстве путей включён оборотный тупик, для возможностей маневрового локомотива обходить состав, при работе с сортировкой вагонов;
11.) В устройстве путей станции, с каждого направления иметь доступ для замены локомотивов под составами, с минимумом их паразитного маневрирования по станции, а также уходом в депо или возврат из него под состав;
12.) Для станций с инфраструктурой и разъездов (по острякам входных стрелок), а также мостов, эстакад и виадуков — в профиле пути иметь ровную 0.0‰ горизонтальную площадку;
13.) При сопряжении обратных кривых обязательное использование прямой вставки между ними, для предотвращения саморасцепления подвижного состава;
14.) Расположение светофоров на макете с соблюдение габаритов п.с. А также правильная их расстановка в необходимых для этого местах. Как предписано в «Инструкциях по сигнализации на железнодорожном транспорте» (с условиями сводов правил мировых стран);
15.) При выходе поездов на уклон или спуск с него, в профиле пути обязательно использовать вертикальную сопрягающую кривую (плавный выход на подъём и спуск без переломов);
16.) Градиент уклонов главной трассы путей (руководящий уклон) не должен превышать значения — 40‰. Второстепенные линии могут иметь уклон не более — 55‰
17.) Минимально используемый радиус R-2
для N (1:160) масштаба =230mm., ТТ (1:120) масштаба =305mm., НО (1:87) масштаба =420mm.;
18.) При проектировании расположения городских сооружений на макете для каждой станции или разъезда, учесть наличие таких объектов как:
• вокзала или небольшого полустанка;
• привокзальной технической инфраструктуры;
• хозяйственных, городских или поселковых построек;
• проходящей через или до населённого пункта автодороги;
19.) При проектировании расположения служебных или хозяйственных, технических или промышленных сооружений на макете учесть наличие таких объектов как:
• железнодорожного пересечения с автодорогой;
• диспетчерского пункта контроля за движением;
• заводских помещений и помещений ремонтной базы;
• складских, хозяйственных помещений с подъздным путём;
• туннельные участки пути с обустройством порталами входов;
20.) При проектировании ландшафта на макете учесть наличие таких объектов как:
• расположение путей на насыпи, или прокладка в выемке;
• возвышенности или впадины рельефа местности (гора или овраг);
• водоём (озеро или река) — не выше уровня нижнего видимого уровня пути;
• при резких обрывах ландшафта в близи габарита путей — наличие подпорных стен;
21.) При проектировании расположения путевого хозяйства: предусмотреть удобство доступа ко всем теневым туннельным зонам, а также электромеханическому и электронному оборудованию управления железнодорожным макетом.
***
Проектирование домашнего макета с набором опций под максимальную комплектацию, способным удовлетворить запросам даже самого взыскательного знатока железной дороги, возможно, но при наличии достаточно большого участка площади помещения, под дальнейшую застройку макетом.
***
Нажав на эскиз большого макета — внизу страницы, можно зайти в раздел где представлены ДИЗАЙН — ПРОЕКТЫ разных конфигураций и пропорций. Проекты адаптированы под производство по ним железнодорожного макета, в любом масштабе, из представленных на мировом рынке. Разница будет заключается в финальных размерах конструкции. Инженерные расчеты с данными габарита макетов, а также техническими характеристиками указаны в описании под каждым проектом. Проекты отсортированы по пропорциям сторон начало от квадратных к прямоугольным.